Газета «Новый мир»

Интернет-канал Зауралья


Снова сентябрь, снова школьная пора. Наши дети, отдохнувшие и повзрослевшие, вновь садятся за парты, открывают учебники…. В общем, все как обычно, почти также как в сентябре 1941 года …

Война войной, а школьные звонки по расписанию

«Новый учебный год, - писала 3 сентября 1941 г. газета «Красный Курган», - начался в сложной и суровой обстановке. …Вся жизнь страны, все силы народа подчинены одной цели – разгромить коварного врага. Ясно, что и школа не имеет и не может иметь других целей, чем те, которыми живет в эти грозные дни наша Родина».

Однако военная обстановка требовала, как говорилось во многих документах того времени, «максимального повышения производительности труда и сокращения расходов», поэтому уже осенью 1941 г. количество учебных заведений уменьшилось и вообще расходы на образование значительно сократились. Закрылись и некоторые школы в Кургане, другие, передав свои здания на военные нужды, переехали в менее приспособленные помещения. Но всеобуч – есть всеобуч и на городской власти, руководителях народного образования, школьных директорах и, конечно, на родителях лежала персональная ответственность за реализацию этого закона – закона о всеобщем обязательном обучении. Несмотря ни на что нужно было «своевременно определить детей в возрасте от 8 до 15 лет в школы и обеспечить аккуратное посещение учебных занятий детьми на протяжении всего учебного года».

«Девочки слабо знают устройство винтовки»

В этом единственном предложении уместился отчет военрука одной из курганских школ о военной и физической подготовке своих подопечных за целый учебный год, несмотря на то, что военное обучение в новых условиях должно было стать «органичной частью всей учебно-воспитательной работы школы». Знанием устройства винтовки оно, конечно, не ограничивалось: уже в пятом классе кроме теоретических основ военного дела, тактики и стратегии ведения боевых действий учащиеся проходили химическую и огневую подготовку.

Война внесла свои коррективы и в содержание учебных программ. В первую очередь, это касалось уроков истории и литературы. В изучении этих предметов особо выделялись моменты, которые увязывались с современными военными событиями: Куликовская битва, образы русских полководцев, война 1812 года.

В остальном, пожалуй, учебная работа школ почти не изменилась. По крайне мере, так кажется, когда просматриваешь протоколы педагогических совещаний, где обсуждались итоги успеваемости, проблемы дисциплины, методика преподавания предметов и другие, вполне мирные, вопросы.
Гораздо сложнее было накормить ребят, поэтому пришкольные огороды в годы войны стали не менее значимы, чем освещение, тепло, учебники и так далее. Так, в августе 1943 г. школы просили гороно выделить соль для заготовки овощей, так как огурцы, посаженные учащимися, выросли и «если соли не будет, то школа будет вынуждена огурцы продавать, оставлять их без засолки нельзя, они будут портиться».

Причем «наблюдение» за пришкольными участками входило в обязанности городского отдела народного образования. «Состояние картошки хорошее, прополота, огурцы, помидоры, капуста чистые, выполоты. Просо взошло, но растет плохо, давит трава – поляк. Хуже всходы моркови», - примерно так приходилось отчитываться школьным директорам тех времен.

Ученье – свет, а не ученье – тьма

Перефразируем эту пословицу и скажем наоборот: «свет – это ученье, а тьма, напротив, не ученье». Именно свет, точнее его отсутствие, оказался одним из главных препятствий для нормальной работы курганских школ.

«Здание освещено только на 50%, нижний этаж совсем не освещен, - писала в гороно в 1942 г. директор школы № 11. - Я вынуждена ломать режим, перемены между уроками доведены до 5 минут, перерыв между сменами до 15 минут. Это ненормально. Уроки второй смены последние, проходят уже в полумраке. Можно в такой обстановке ожидать проявление хулиганства и несчастные случаи. Прошу Вашего содействия». Но, судя по документам, проблема с освещением в этой школе не решалась. В 1944 г. именно «из-за отсутствия света было сорвано в первом полугодии 243 урока».

Похожей была ситуация в неполной средней школе № 10, руководство которой буквально «атаковало» Курганское гороно своими докладными: «Из-за отсутствия керосина и свечей занятия в школе срываются. Керосина и свечей в школе нет. Включение электросвета задерживается из-за отсутствия лампочек»; «вторично довожу до Вашего сведения, что школа не имеет электролампочек, керосина и свечей. …Из-за отсутствия света занятия срываются».

Освещение – отнюдь не единственное, с чем столкнулись наши школы в начале войны. «Перерывы в классных занятиях вследствие морозов, проведение уроков в не отопленных классах, в шубах и рукавичках, отсутствие тетрадей, перьев, чернил», - так оценивали ситуацию того времени представители народного образования.

Валенки - это важная школьная принадлежность

Другая проблема школы – это прогульщики. Среди таковых были дети, которых «задерживали родители», оставляя, например, «по хозяйству». Иногда родители прямо заявляли, когда же учиться, если кроме старших детей в семье «некому домовничать и нянчиться» с младшими. Если это вполне уважительные причины, то как можно оправдать простое: «не желают учиться»! А ведь такая формулировка встречается в официальных отчетах курганских школ за военные годы.

Вот, например, Миша, 12-летний мальчишка, третьеклассник, два старших брата и мама которого работают на местном военном заводе, отец убит на фронте, семья живет бедно. Почти типичный образ, но только… «в школу Миша не ходит, обучаться не хочет. Время проводит в кино и на рынке. …Водить в школу Мишу каждый день нет времени… если его одного отпустить в школу, он убегает на рынок и занимается воровством, и не приходит домой ночевать».
Классные руководители должны были регулярно «обследовать» своих учащихся на предмет непосещения некоторыми из них занятий. В результате подобных «обследований» выяснялось, что в основном дети не посещают школу «по причине отсутствия одежды». Пальто, брюки, ботинки, галоши, белье… и особенно валенки. Не хватало буквально самого элементарного! Поэтому прежде учебников, тетрадей и прочих, необходимых для обучения, предметов нужно было обеспечить ребят, а в первую очередь эта забота касалась детей из семей фронтовиков и эвакуированных, одеждой и обувью. Можно сказать, что война превратила обыкновенные валенки в важную школьную принадлежность.

Все для фронта, все для Победы!

В годы войны под этим лозунгом жила вся страна, все население, не исключая и детей. Школьники оказывали помощь колхозам и совхозам в проведении сельскохозяйственных работ, использовались на военных заводах, собирали лекарственные травы. Тимуровские команды помогали семьям красноармейцев, работали на полях, на призывных пунктах военкоматов, собирали металлолом. Старшие ребята изучали автомашины, тракторы, комбайны, «чтобы в нужный момент заменить взрослых, ушедших на фронт».
И, между прочим, свои скромные сбережения дети в то время тратили не на игрушечные, а на настоящие боевые самолеты. К 6 февраля 1943 г. «в ответ на блестящие победы нашей доблестной Красной армии на фронтах Отечественной войны» курганские школьники вместе с учителями, воспитателями детских садов, работниками библиотек собрали целых 11.8045 руб. 94 коп., чтобы построить самолет «Курганский пионер».

Вот такие особые и неповторимые школьные годы были у курганских детей в те военные годы... Занимались в две и в три смены, мерзли, голодали..., но все же учились. Потому что, когда началась война, значение школы еще более возросло. Теперь ее работа была «подчинена задаче подготовки мужественных, стойких защитников Отечества».
Татьяна КОЗЕЛЬЧУК
,
  •